?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
On the fairy characters / О сказочных персонажах - crimeanelf
crimeanelf
crimeanelf
On the fairy characters / О сказочных персонажах
Science fiction of 20-th century came up with its own stereotypical fairy creatures and characters. Many of them are easy to understand and explain: an insane professor is first an echo of a fear of technological progress, and second he is meant to create problems that heroes are meant to deal with. Monsters (usually large-toothed, preferably flying) are for the heroes to defeat on the battlefield. A cool extraterrestrial creature in the protagonist's team is meant first to add some humor, second to make the crowd of the heroes less uniform, and at last to have inhuman powers in case there is a need. Someone old, wise and neutral — is to introduce author's remarks to the plot in a veiled manner. Научная фантастика XX века создала своих собственных стереотипных сказочных существ и персонажей. Причём некоторые из них понятны и легко объяснимы: сумасшедший профессор — это во-первых, отголосок испуга перед техническим прогрессом, а во-вторых, ему полагается создавать проблемы, с которыми полагается разбираться главным героям. Монстры (как правило зубастые, желательно летающие) — для того, чтобы главным героям было, с кем воевать на поле брани. Какой-нибудь прикольный инопланетянин в команде протагониста — для разрядки обстановки, чтобы толпа героев была поцветастее, ну и наконец чтобы прибегать к нечеловеческим возможностям, если вдруг что. Кто-нибудь старый, мудрый и нейтральный — для завуалированного озвучивания авторских пояснений к сюжету.

But there is one more character that seems very stereotypical, whose appearance is not explained by the necessities of a plot and who's not present in classical archetypes. I'm lost in guesses on who he is and where did he came from... Но есть ещё один стереотипный персонаж современной научной фантастики, чьё появление не диктуется потребностями сюжета и не входит в набор классических архетипов. Я никак не могу понять, кто он, и откуда взялся...

Starting at 50-s, a regular, pretty regular visitor to the fiction novels is a wheelchaired guy. He is always a man, never young, always holds in the top of the society. Often he is a scientist. Начиная с 50-х годов зачастил к нам, ой зачастил человек в инвалидной коляске. Он всегда мужчина, всегда немолод и всегда занимает высокое положение в обществе. Он обычно мудр и непредсказуем. Часто это учёный.

(Hari Seldon in "Foundation", 1951)
(Хэри Сэлдон в "Фонде", 1951)


(Charles Francis Xavier in "X-Men", 1963, 2000)
(Чарльз Фрэнсис Ксавьер в "Людях-Икс", 1963, 2000)


(Merkwurdigliebe in "Dr. Strangelove", 1964)
(Мерквюрдиглибе в "Докторе Стрэнджлав", 1964)


(Doctor Finklestein in "The Nightmare Before Christmas", 1993)
(доктор Финклештейн в "Кошмаре перед рождеством", 1993)



Langdon noted a man in a wheelchair exiting the building. He looked to be in his early sixties. Gaunt and totally bald with a sternly set jaw, he wore a white lab coat and dress shoes propped firmly on the wheelchair's footrest. Even at a distance his eyes looked lifeless — like two gray stones.

"Is that him?" Langdon asked.

The driver looked up. "Well, I'll be." He turned and gave Langdon an ominous smile. "Speak of the devil."

Uncertain what to expect, Langdon stepped from the vehicle.

The man in the wheelchair accelerated toward Langdon and offered a clammy hand. "Mr. Langdon? We spoke on the phone. My name is Maximilian Kohler."
Лэнгдон увидел, как из дверей здания выкатывается инвалидное кресло-коляска. Сидящему в ней человеку на вид можно было дать лет шестьдесят. Костлявый, ни единого волоска на поблескивающем черепе, вызывающе выпяченный подбородок. Человек был одет в белый халат, а на подножке кресла неподвижно покоились ноги в сверкающих лаком вечерних туфлях. Даже на расстоянии его глаза казались совершенно безжизненными — точь-в-точь два тускло-серых камешка.

— Это он? — спросил Лэнгдон. Пилот вскинул голову.

— Ох, чтоб тебя... — Он с мрачной ухмылкой обернулся к Лэнгдону. — Легок на помине!

Не имея никакого представления о том, что его ждет, Лэнгдон нерешительно вылез из автомобиля.

Приблизившись, человек в кресле-коляске протянул ему холодную влажную ладонь. — Мистер Лэнгдон? Мы с вами говорили по телефону. Я Максимилиан Колер.
(Maximilian Kohler in "Angels and Daemons", 2000) (Максимилиан Колер в "Ангелах и демонах", 2000)




(Rufus in "Advent Children", 2005)
(Руфус в "Детях Пришествия", 2005)

I have a strongest impression, that we owe if not existence (he became famous much after my first examples were created), but at least the fewquency of this character to this guy. So it turnes out, he is even more popular, than everyone thinks he is. У меня сильнейшее ощущение, что если не самому появлению (он стал известен гораздо позже моих первых примеров), то по крайней мере частоте появления такого персонажа мы обязаны вот этому человеку. Выходит, он гораздо популярнее, чем всем кажется.


Update: it was developed in the discussion, what this guy is needed for. Quoting ppk_ptichkin, "this is a cinematographic abstraction of pure intelligence". However, this raises even more questions. 1) Intelligence is valued everywhere, and this stereotype seems very American. What kind of character is used to express the same thing in different cultures? In Europe, in Russia? 2) Intelligence is valued for a long time, what abstraction was used to emphasize it before the wheelchair was invented? 3) Why it is always a wheelchair? Why not blindness, not deafness, not lack of limbs, why not decrepitude in the end? Обновление: дискуссия выявила, зачем он нужен. Цитирую ppk_ptichkin: "это кинематографическая абстракция голого интеллекта". Однако сразу возникает масса других вопросов. 1) Интеллект в цене везде, а мужчина в кресле-каталке есть только в американском фольклоре. Какая абстракция используется для этих целей в других культурах? В Европе, в России? 2) Интеллект в цене давно, а кресло-каталка появилось сравнительно недавно. Какая абстракция использовалась для этого раньше? 3) Почему всегда именно кресло-каталка? Почему не слепота, не глухота, не отсутствие конечностей, не дряхлость, наконец?

Another update: The comment of antimantikora, who is an Anthropologist (translated by me): Ещё обновление: Комментарий антрополога antimantikora:

The "one-eyed" anthropomorphic character is the oldest archetype, having incarnated as a lame, squint-eyed or humpbacked, but always a mighty character. Such as lame and one-eyed old woman, giantess Kalamu, giant Cyclope or the Death itself. "Кривой" антропоморфный образ — древнейший архетип, воплощавшийся в образе хромого, косого, горбатого — но могущественного персонажа. Такова хромая и одноглазая старуха-ведьма, великанша Кальдяму, великан Циклоп или сама Смерть.

This character goes back to... Образ восходит к...

To what? I don't know, and nobody probably does. Everyone digs out a different rootie, whether it is Baba Yaga or an Unkulunkulu. Or even a completely perfunctory professor Xavier. К чему? А не знаю, да и никто не знает. Каждый выкапывает отдельный корешок: то это баба Яга, то какой-нибудь Ункулункулу. Или совсем уж поверхностный какой-нибудь извлекается профессор Завьер.

But if to dig even deeper, into the Paleolithic abyss, it seems that there is an archetype of Defectiveness. It comes to the symbolism of the Upper World, the feminine goddesses of Above. All of them are defective this or the other way, whether left-handed, one-eyed, or with their clothes or even eyelids inside out. As for the characters of the Lower World, all of them have something extra (horns, tail, three heads, etc). The Moon herself is defective when gnawed by the Beast, and when the Beast stops she temporarily revives (that's the motif of Torment). The Great Goddess herself, which embodies Feminine principles, is defective in the Freud's way. Но если копать очень глубоко, в палеолитическую пропасть времен, то видно, что есть такой архетип Ущербности. Он восходит к символике Верхнего мира, женских божеств Верха. Они чаще так или иначе ущербны — то леворуки, то одноглазы, то одежда или веки навыворот. А персонажи Низа — избыточны, есть у них что-то лишнее (рога, хвост, три головы и др.) Ущербна сама Луна, которую грызет Зверь, а затем перестает, и она ненадолго восполняет ущербность (мотив Терзания). Сама Великая Богиня, воплощающая женское начало — ущербна фрейдовской ущербностью.

The lack of legs in characters of popular culture thus goes back to the oldest motifs of the Defective Goddess, angry, dangerous and bewitching, the one who commands the events of Fate. Таким образом, обезноженность персонажей массовой культуры восходит к древнейшим мотивам Ущербной Богини, злой, опасной, колдовской, управлявшей событиями Судьбы.

Why than Devil is lame, while being the embodiment of the Lower World? I believe his lameness (as well as some other attributes of his image) migrated from the images of forest dendromorphic gods (Al pab, Şüräle, Albasta) that are related to the cult of the Tree Goddess. А почему же тогда хром Черт, будучи все-таки олицетворением Низа? Полагаю, его хромота (как и некоторые другие элементы образа) перекочевала из образов лесных дендроморфных божеств (Ал паб, Шурале, Албасты), которые связаны с культом Богини-Древа.

This is it. Во как.

(But don't tell this to mythologists, especially to the great Alvdis, they'll beat me!) (Только не говорите этого мифологам, особенно великой Альвдис, они меня жахнут!)

Tags: , ,

36 comments or Leave a comment
Comments
From: isl Date: December 9th, 2007 01:25 am (UTC) (Link)
Если, как ты говоришь, персонаж появился в 50-х, то рановато для Хоукинга (1942 г.р.). Если уж считать, что дело в существовании прототипа, то я бы скорее подумал о Рузвельте, хоть он и не был ученым... Может быть, был кто-то другой?
From: isl Date: December 9th, 2007 01:27 am (UTC) (Link)
Но "мудр и непредсказуем" - в принципе подходит. По крайней мере, в плане непредсказуемости:). Наверное:)
From: (Anonymous) Date: December 9th, 2007 01:27 am (UTC) (Link)
I personally think this type of character represents the victory of mind over body and the victory of reason over physical prowess.

Andrés
crimeanelf From: crimeanelf Date: December 9th, 2007 01:33 am (UTC) (Link)
It seems then, that the victory of mind over body has only occured in USA, since I don't recall any European or Soviet fiction novels, that has this character.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Expand
ppk_ptichkin From: ppk_ptichkin Date: December 9th, 2007 01:42 am (UTC) (Link)
Dr. Strangelove.
crimeanelf From: crimeanelf Date: December 9th, 2007 02:01 am (UTC) (Link)
Вау, спасибо!!! И ведь картинки поди найди...
urich From: urich Date: December 9th, 2007 06:51 pm (UTC) (Link)
Но было бы очень здорово если бы это действительно из-за Хоукинга было :)
crimeanelf From: crimeanelf Date: December 9th, 2007 09:40 pm (UTC) (Link)
Ну, поспособствовал-то он точно. Я вообще не включала фильмы и мультики, где он непосредственно появился, а их много.
astartus77 From: astartus77 Date: January 6th, 2008 09:38 am (UTC) (Link)
"это кинематографическая абстракция голого интеллекта" (с)

скорее не так, просто часто можно подумать: человек сидит на КК (кресле -каталке), у него здоровый ум, желание жить. При этом нет ни сексуальных потребностей (по крайней мере другим людям так кажется), ни желания дать кому нибудь в морду (а если и есть желание, нет возможности). ЧТО МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ В ТАКОМ МОЗГУ? Мы будем думать: да все что угодно! От планов по чудовищному завоеванию мира, до великого противодействия силам ЗЛА. Человек в КК - загадка! Считать такого человека воплощением зла как то даже и примитивно, да и с точки зрения воспитания общественного отношения не вполне политкорректно. Отсюда простота вывода - инвалид = скрытый положительный гений.
(Deleted comment)
crimeanelf From: crimeanelf Date: April 14th, 2009 04:26 pm (UTC) (Link)
Добрый! Слышала, конечно. А при чём здесь это?
(Deleted comment)
crimeanelf From: crimeanelf Date: June 12th, 2009 11:14 pm (UTC) (Link)
Не уверена, что он был первым. Скажем так, первым из тех, о ком я знаю.

Я потом запостила эту статью в "Некультурную антропологию" и получила очень интересные комментарии. Ксли вкратце, то этот персонаж, оказывается, очень похож на эдакий современный образ калеки - хромого, горбатого, циклопа, одноглазой ведьмы.

http://community.livejournal.com/anthropology_ru/239389.html?thread=2732317#t2732317
nekbke From: nekbke Date: January 16th, 2010 06:06 pm (UTC) (Link)
ему надо принимать решения, иметь возможности для их реализации. как следствие - иметь большую часть органов чувств и не старый еще возраст. короче, кресло - это вместо седой бороды крепкого еще воеводы. бегать и рубиться в нынешних условиях уже некритично - пусть главные персонажи этим занимаются. при этом активно вмешиваться он тоже не может, вынужден в основном убеждать, поэтому появляются дополнительные сюжетные коллизии. а вообще это показывает, что инвалиды перестали быть ущербными в массовом понимании. как рузвельт, например - инвалид-колясочник.
crimeanelf From: crimeanelf Date: January 16th, 2010 06:11 pm (UTC) (Link)
Интересная мысль - стратег, управленец, программист. Спасибо!

Я потом задала этот вопрос в "некультурной антропологии" и там была версия, что это современная версия слепца, горбуна, хромого, представитель потустороннего мира в мире живых.
36 comments or Leave a comment